От составителей

Рассматривая религиозную картину в течении последних десятилетий складывающуюся в России и странах СНГ, мы не можем обойти вниманием такое явление как толкинизм. На благодатной, тогда еще советской, почве он зарождается после публикации ряда переводов произведений английского писателя, филолога Дж.Р.Р.Толкина : трилогии "Властелин колец", книг "Хоббит" и "Сильмариллион". Представленные вниманию читателей в конце 70-х, эти тексты вызвали резонанс в кругах интеллектуальной элиты, что способствовало оформлению толкинизма в молодежное субкультурное движение с элементами неорелигиозности.

22 апреля 2000 года в Профессорской аудитории РГГУ был проведен круглый стол, посвященный Профессору Толкину и его наследию. Цель заседания – рассмотрение феномена толкинизма от его истоков в творчестве Толкина до оформления в социо-культурное явление.

Круглый стол был разделен на две части, первая из которых посвящалась текстологическим исследованиям произведений Профессора, вторая – рассмотрению толкинизма в России.

Проблематика докладов первой части затрагивала вопросы существования различных подходов к тексту Толкина (Д.Виноходов) и его восприятия (П.Чистяков), русских переводов произведений (Н.Семёнова), влияния на толкиновские сюжеты различных традиций и мифологем (Н.Некрасова, С.Таскаева, К.Кинн). Сопоставлению трудов Толкина и Льюиса был посвящен доклад М.Штейнман. В рамках первой части прозвучал доклад известного переводчика Н.Трауберг.

Во второй части заседания с различных позиций рассматривалась культура толкинизма (М.Сиверцев, А.Баркова, И.Шрейнер), ее соотношение с магией (Н.Филимонова) и неоязычеством (А.Сальникова), тексты и течения, появившиеся внутри движения (О.Лошманов, И.Шрейнер).Особое внимание уделялось мифологическому сознанию представителей толкинизма (Д.Громов, А.Баркова, К.Ярцева).

Живейший интерес всех присутствующих вызвал вопрос о возможности рассмотрения толкинизма в контексте неорелигиозности. В связи со сложившимся в России негативным восприятием неорелигиозных движений, особенностями российской субкультурной среды, выраженными в отрицании любых оценочных установок извне, а также с наличием в движении людей, принадлежащих к определенным религиозным группам, большинство участников круглого стола (членов движения) протестовали даже против постановки подобного вопроса.

В процессе дискуссии обострились противоречия между представителями различных групп внутри толкинизма: сторонников "традиционного" прочтения произведений Толкина и последователей ниеннизма, течения, основанного на вторичном (по отношению к Толкину) тексте,"Черной книге Арды".

В процессе работы организаторы и участники заседания пришли к выводу о необходимости проведения дальнейших встреч, тематика которых посвящена более узкому кругу проблем. В частности планируется обсуждение понятия "толкинизм" в рамках неорелигиозности и создание одного четкого определения этого понятия.

В данном сборнике представлены тексты докладов участников круглого стола и фрагменты дискуссии. При этом вопросы докладчикам и ответы на них помещены непосредственно после выступлений, хотя на проходившем круглом столе время для проведения дискуссии было отведено в конце каждой части. С целью сохранения особенностей стиля докладчиков тексты выступлений подвержены минимальной правке.

В сборник включены также статьи некоторых представителей движения по их желанию.

А.Сальникова, К.Ярцева, П.Чистяков

Hosted by uCoz